Для малышей, только начинающих ходить, врачи советуют выбирать ботиночки с небольшим каблучком, защищающие пальцы ног и имеющие жесткую в средней части подошву. Т.е. мягкой и гнущейся может быть только носовая часть подошвы.
Конечно, важно учитывать время года. Если ребенок начал делать первые шаги летом, нужно позаботиться о выборе босоножек. Они должны быть легкими, но желательно с закрытым носком. Либо иметь выступающий рант спереди, который предотвратит пальчики от травм. На зимней обуви также обратите внимание на носовую часть. Если это кожаные ботинки – убедитесь, что кожа в этом месте жесткая, защищает пальцы. На некоторых ботиночках и детских сапогах делают специальную окантовку спереди из плотной резины. Она также предназначена, чтобы защищать пальцы от повреждений.
Выбирая ботиночки малышу, внимательно ощупайте их снаружи. Не должно быть никаких складок, выступающих швов, ненужных рельефных деталей. Желательно, чтобы стелька вынималась. Тогда вы сможете ее легко просушить, если ребенок промочил ноги. При необходимости – заменить ее на новую. Задник ботиночка должен быть достаточно твердым, но внутри отделанным мягкими материалами без швов. Помимо собственных выводов, стоит прислушаться к реакции ребенка на новую обувь. Если он категорически отказывается ее носить – значит что-то не так. Не нужно его заставлять (за исключением редких случаев, когда ребенку рекомендована врачом лечебная ортопедическая обувь). Дети быстро растут, поэтому не стоит рассчитывать, что ботинки будут служить малышу два сезона. Обувь может быть красивой, но не гонитесь за внешней атрибутикой, главное, чтобы она была качественной и удобной. Ребенок должен носить ее с удовольствием.
Отдельно стоит сказать о жестких берцах. Многие родители полагают, что фиксация голеностопа (особенно в зимней обуви) полезна для ребенка. На самом деле позиция врачей в этом вопросе чаще отрицательная. Высокая жесткая круговая фиксация приводит к тому, что у ребенка начинают формироваться неправильные двигательные стереотипы в коленном и тазобедренном суставах. Хорошо, если ребенок сам почувствует этот дискомфорт и будет отказываться от неподходящей обуви. Тогда родителям сразу становится понятно, что что-то не так. Но бывает, что ребенок покорно соглашается с выбором родителей, тогда возможны отсроченные серьезные последствия для всего опорно-двигательного аппарата. Неправильная двигательная динамика в коленных и тазобедренных суставах приводит к их деформации, остеохондропатии, артрозам, артритам.
Врач ортопед-травматолог Морозов В.В. рассказывает как подобрать правильную обувь для ребенка
Теперь поговорим про внешний вид обуви. Осмотрите подошву: она должна быть не слишком мягкой, желательно резиновой. Обязательное требование – небольшой каблучок. Либо подошва должна иметь повышающийся к пятке профиль. Плоская пластмассовая подошва – признак низкосортной обуви. Явные косметические дефекты (кривые швы, заломы, остатки клея) также говорят о том, что обувь сделана без соблюдения стандартов качества.
Как правильно определиться с размером? Общее правило – внутренняя полость ботинка должна быть на 1-1,5 см длиннее, чем длина стопы ребенка. Самый простой способ определить, где заканчивается стопа – попросить ребенка пошевелить пальцами. Прощупав их через поверхность ботинка, вы будете знать, где заканчиваются пальцы и сколько свободного места остается до носка ботинка. Если ботинок жесткий и пальцы не прощупываются – можно пойти другим путем. Попросите ребенка задвинуть ножку максимально вперед и попробуйте вставить палец между его пяткой и задником. У вас должны получиться примерно те же 1-1,5 см свободного пространства. Конечно, все эти манипуляции нужно проводить, когда ребенок стоит. Если вы по каким-то причинам не можете померить ботинок – есть вариант со стелькой. Нужно вынуть стельку и поставить на нее ножку ребенка. Припуск по длине должен быть все тем же – около 1 см.
Важную роль играет также форма подъема стопы. У всех людей она разная, поэтому подбирать нужно по форме колодки. Если подъем слишком низкий – у малыша будут оставаться следы на коже от сдавливания. Если подъем чересчур высокий – нога будет вываливаться. При выборе обуви попросите ребенка примерить ее и побегать по магазину. Если она велика в подъеме – он будет подволакивать ноги, либо обувь будет сваливаться при резких движениях.
Какую застежку выбрать: шнурки или липучки? Здесь нет однозначного ответа. Главное – чтобы застежка хорошо фиксировала ногу и стопа не «уезжала» вперед в носовую часть. Иначе будет происходить сдавливание пальцев даже в подходящей по размеру обуви. Липучки легко застегиваются и расстегиваются. Это облегчает родителям труд одевания ребенка, когда он сам еще не умеет завязывать шнурки. С другой стороны, липучки менее долговечны. От частого использования они теряют способность хорошо фиксироваться. К тому же не забывайте, что ребенку нравится их застегивать и расстегивать, и он может делать это часто без необходимости. Шнурки более трудоемко завязывать. Малышу придется научиться делать это самостоятельно. К тому же, они имеют свойство развязываться в самый неподходящий момент. Тем не менее, шнурки считаются проверенным, надежным классическим вариантом застежки.
Иногда производители делают на детской обуви застежки-молнии. Они допустимы. Главное, чтобы их не было на пятке. Молния спереди должна быть подстрахована липучкой для регулировки полноты.
Теперь обратимся к выбору материалов, из которых сделана обувь. Основная дилемма: отдать предпочтение натуральным материалам или искусственным современным тканям?
Всегда считалось, что натуральная кожа, замша, текстиль, войлок – со временем «садятся» и приспосабливаются под форму стопы. Т.е. обувь из натуральных материалов более анатомична и физиологична. В то же время, производители обуви из синтетических материалов утверждают, что современные технологии позволяют добиться характеристик, по комфорту значительно превышающих натуральные ткани. Молекулярные мембраны (например, GoreTex) позволяют обуви «дышать», при этом, не пропуская влагу извне. Т.е. ботинки не промокают, и в то же время нога не потеет. Выбирая обувь, не нужно гнаться за «идеалом». Можете попробовать разные варианты. Ведь ребенку понадобится обувь на все случаи жизни. Лучше, если у него будут разные модели: более и менее жесткие, с разной высотой задника и формой колодки. Тогда мышцы стопы будут развиваться равномерно и физиологично. В США считается, что первая детская обувь должна быть совсем мягкой – чешки, мягкие тапочки, валеночки. В российской медицине, нет такой однозначной позиции. Исследований связи ношения исключительно мягкой обуви и развития раннего плоскостопия не проводилось.
Большая часть обуви, в том числе ортопедической, сейчас шьется в Китае. Но это не значит, что она плохая. В Китай вынесены производства многих брендов с мировым именем. Если при изготовлении соблюдаются все стандарты пошива, обувь ни в чем не проигрывает сделанной в Европе. В Китае, по нынешнем подсчетам, производится более 70 процентов от общей обувной мировой продукции. Что касается ортопедической обуви, то многие производители дают ей такое название, хотя обувь на деле самая обычная. Просто она имеет более анатомичный профиль стельки или колодки. Если вы хотите проверить подлинность именно ортопедической обуви – нужно требовать сертификаты фирмы, подтверждающие, что ее обувь не обычная, а признана лечебной, или хотя бы профилактической. Но даже, если производитель говорит, что его обувь анатомически структурирована – и тут надо проверять достоверность. Дело в том, что за последние десятилетия дети сильно укрупнились. Те размеры, по которым создавались колодки ботинок для первоклассников 20 лет назад – теперь носят в детском саду. А школьникам нужна обувь практически взрослых размеров, но еще с детской колодкой. В СССР существовали готовые усреднения и лекала для размерного ряда, по которым шили обувь. Сегодня, с учетом акселерации, необходимо проводить масштабные исследования для выяснения размеров и формы колодок детей разного возраста. Только тогда производитель может утверждать, что его обувь анатомически адаптирована.
Вся обувь, поступающая в продажу, делится на три сегмента: дешевую, среднюю и дорогую. Самый массовый – средний сегмент. Как и в любом другом, в нем есть более и менее качественные товары. В начале 2000-х годов на российском рынке было всего 5-7 марок ортопедической обуви. Тогда и покупательная способность населения была значительно ниже. Сегодня свою продукцию предлагают гораздо больше фирм. Прибавилось и возможностей у людей. В среднем, у одного ребенка сейчас в год используется 8 различных пар обуви.
Как определить, удобна ли ребенку обувь, которую вы купили?
- Проще всего это определить по его реакции. Если он не любит в ней ходить – значит, обувь ему чем-то не подходит. Порой, по внешним признакам обуви вы это не определите, но стоит доверять ребенку.
- По объективной оценке. Если вы видите, что на коже малыша остаются следы от шнуровки, складок – значит, ботинки ему не подходят.
- По отпечатку на стельке, который появляется после некоторого времени, можно судить о соответствии размера. Если следы от пальцев подходят к самому краю стельки – обувь явно мала.
- Также понаблюдайте, не поменялась ли у ребенка манера ходить в новой обуви. Если он подволакивает ножки при ходьбе, спотыкается – обувь надо менять.
О том, как не нужно поступать при выборе обуви
- Не покупайте обувь «на вырост». Какими бы заманчивыми скидками не привлекали покупателей магазины в конце сезона – вы не сможете рассчитать, насколько вырастет ножка малыша через год. Поэтому, лучше дождитесь наступления соответствующего сезона и выберите новую модель вместе с ребенком.
- Не надевайте на ребенка обувь, доставшуюся «по наследству» от других детей: старших братьев, сестер, соседей. Дело в том, что любая обувь разнашивается, «приспосабливается» под форму стопы. Перейдя к другому владельцу, она заставит ногу ребенка подстраиваться под неестественную форму.
- Если малыш еще не ходит, а только ползает – ни к чему надевать на него полноценную обувь. Лучше дождаться, когда он начнет делать первые шаги.
Не существует жестких требований, в чем должен ходить ребенок. Известно, что хождение по траве, песку и другим рельефным поверхностям физиологически оздоравливает и укрепляет стопу. Вместе с тем, если ребенок большую часть времени проводит дома, он перемещается, в основном, по гладкому полу. Такое поведение может приводить к раннему появлению плоскостопия, хотя подтвержденных научных исследований на эту тему не проводилось.